Неточные совпадения
Он издавна привык думать, что идея — это
форма организации фактов, результат механической деятельности разума, и уверен был, что
основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
Он вскочил и вдруг закричал нам: «Это Смердяков убил, Смердяков!» — и вот выдал свою заветную, свою
основную мысль, в самой неправдоподобной
форме ее, ибо Смердяков мог убить лишь после того, как он поверг Григория и убежал.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую
форму изложения, преобладающую в этой книге. Но
форма эта не случайно явилась и не выдумана,
форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из
основного устремления духа и не может быть иной. Для меня вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному знанию.
Но, — каковы бы ни были эти новые
формы — знание, наука, искусство,
основные задачи интеллигенции останутся всегда важнейшим из жизненных процессов отдельного человека и всей нации…
Но вопрос в том, находятся ли в действительности в совершенно чистом развитии
основные, ненарушимые для искусства
Формы природы.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и
формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека,
основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и
формы.
Из этого
основного воззрения следуют дальнейшие определения: прекрасное tcnm идея в
форме ограниченного проявления; прекрасное есть отдельный чувственный предмет, который представляется чистым выражением идеи, так что в идее не остается ничего, что не проявлялось бы чувственно в этом отдельном предмете, а в отдельном чувственном предмете нет ничего, что не было бы чистым выражением идеи, Отдельный предмет в этом отношении называется образом (das Bild).
Гегелевский логический пантеизм проистекает из
основной особенности его мировоззрения, его крайнего интеллектуализма, благодаря чему ему и было суждено сказать последнее слово рационализма в
форме идеалистической спекуляции.
Основная мысль Гегеля о различии между религией и философией состоит, как мы уже знаем, в том, что «религия есть истинное содержание, но только в
форме представления» (94) [Ср. там же.
Иначе говоря, лишь с другого конца Аристотель приходит к той же
основной характеристике мира идей, какую он имеет у Платона, к признанию его трансцендентно-имманентности или же имманентно-трансцендентности: идеи-формы суть семена, которые, каждое по роду своему, творчески произрастают в становлении, обусловливаемом аристотелевской ΰλη [Материя (греч.).].
С. 324.], «представление мое есть образ, как он возвышен уже до
формы всеобщности мысли, так что удерживается лишь одно
основное определение, составляющее сущность предмета и предносящееся представляющему духу» (84) [Ср. там же.
В основе религиозного отношения лежит поэтому
основной и неустранимый дуализм: в религии, какова бы она ни была в своей конкретной
форме, есть всегда два начала, два полюса.
Христологические ереси, принадлежащие к нескольким
основным типам, чрезвычайно многообразны по
формам.
Такая манера применяется им но всех почти важнейших диалогах зрелого периода (исключение составляют, кажется, только «Парменид», «Филеб» и «Софист»); напряженнейшая философская спекуляция у него сменяется мифом, отнюдь не занимающим случайное место в качестве литературного орнамента, но играющим определенную роль в развитии мысли, — иногда в
форме мифа высказываются самые
основные утверждения, имеющие значение необходимого аргумента.
Основное противоречие философии Гегеля заключается в том, что в ней динамика и диалектика мысли принимают
форму законченной системы, т. е. как бы прекращается диалектическое развитие.
А критика очень часто бывала неблагоприятная: и по
основным настроениям своим и по
форме андреевское творчество слишком было чуждо реалистически настроенному большинству кружка.
Иными словами, Шекспир ясно видит теперь, что мораль цели есть единственная истинная, единственная возможная. Так что, по Брандесу,
основной принцип Шекспира, за который он восхваляет его, состоит в том, что цель оправдывает средства. Деятельность во что бы то ни стало, отсутствие всяких идеалов, умеренность во всем и удержание раз установленных
форм жизни, и цель оправдывает средства.
Революционная социалистическая демократия до Учредительного собрания, т. е. без воли суверенного народа, решает
форму правления, аграрный вопрос, областные автономии и т. п.
основные вопросы.
Не говоря уже о том, что было что-то недостойное в самой той
форме, в которой была выражена эта мысль, о том, что рядом с глубочайшими, по своему значению, истинами проповеди, точно примечание к статье свода законов, стояло это странное исключение из общего правила, самое исключение это противоречило
основной мысли.